Компьютер, планшет, телефон — продукты современности. Использование техники уже прочно вошло в нашу деятельность, и в этом есть много плюсов — полезная информация, обучение, развивающие игры.Но естественны ли они для психики? Конечно, нет. Вредят ли? Да, при определенных условиях. И могут привести к зависимости со всеми последствиями. Как распознать, предотвратить и в чем именно вред — читаем в статье.
Информация особенно важна для родителей — ведь процесс формирования психики происходит в детстве.

В настоящее время отечественные и зарубежные врачи, психологи все чаще говорят о таких явлениях, как компьютерная зависимость (аддикция) и компьютеро-ориентированные дети. Особо опасным и распространенным считается чрезмерное увлечение работой в сети Интернет, общением онлайн, зависимость от видеоигр.

Уже изучен механизм формирования компьютерной аддикции. Он практически идентичен механизму уже известных науке и обществу зависимостей: алкогольной, наркотической, и т.д. Основное различие заключается в динамике развития аддикции и ее предмете. В нашем случае в качестве предмета будет выступать «взаимодействие с «компьютерными технологиями». При этом компьютерная зависимость может развиваться как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Исследователи, обеспокоенные вышеуказанной проблемой, выделяют четыре блока факторов, обусловливающих возникновение компьютерной зависимости:

Биохимические и нейрофизиологические. Они связаны с нарушением психических механизмов восприятия мира и обработки информации, основными потребностями человека и его гормональным фоном.
Генетические подразумевают под собой наследственную предрасположенность к различным видам аддикций.
Социальные заключаются во влиянии на ребенка среды, в которой он растет, развивается и воспитывается, его ближайшего окружения: семьи, друзей, знакомых. Используя ИКТ в школе, в образовательном процессе, мы априори даем свое согласие и благословение на увлечение ими подростка. А кто может заручиться, что безобидное увлечение не превратиться в зависимость? Немаловажным социальным фактором является глобальная некомпетентная пропаганда Интернет — ресурсов, компьютерных технологий в средствах массовой информации. Еще одним существенным моментом представляется отсутствие в нашем государстве согласованной системы профилактики, слабость законодательного и административного элемента в решении озвученной проблемы.

Психологическими предпосылками являются:

«неспособность многих современных детей получать удовольствие и удовлетворение конструктивными способами», например, от игры в теннис, прогулке на велосипеде, «живого» общения;
склонность к импульсивному, агрессивному поведению;
креативность;
незрелость личности;
застенчивость, неуверенность;
отсутствие возможности самовыражения; неуспешность ребенка в реальной жизни (проблемы в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы детско-родительских отношений).

Таким образом, мы выяснили, что возникновение ИКТ – зависимости обусловлено в общей сложности совокупностью факторов. Она, скорее всего, является не правилом, а исключением. Но в то же время есть вероятность возникновения определенных рисков, связанных с внедрением ИКТ в учебное пространство. Специалистам, работающим с детьми, необходимо их знать и уметь дифференцировать от других сходных явлений.

Как же вовремя распознать компьютеро-ориентированного, зависимого ребенка?
Отечественными и зарубежными исследователями выделен ряд черт, характерных для данной категории детей:

наличие устойчивой потребности в компьютере, Интернете, видеоигре;
хорошее самочувствие, эйфория в процессе работы, игры на компьютере;
повышенная тревожность, подавленное настроение, нарастание раздражительности, агрессивности в периоды отсутствия возможности использования компьютерных технологий;
наличие эмоциональной неустойчивости;
технологизация мышления;
острое нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
дезориентация во времени;
сужение круга интересов до компьютерной тематики;
потеря способности переключаться на другие развлечения;
неспособность прогнозировать последствия поступков и действий;
унификация значимости служебных обязанностей, учебы, домашних дел, договоренностей в процессе работы или игры на компьютере;
нарастающая со временем социальная изоляция — закрытость от контактов со сверстниками и взрослыми
аддиктивная реализация — отрешение от действительности, уход от реальности в виртуальный мир;
иллюзорное ощущение собственной мощи, значимости, вседозволенности в виртуальной среде;
нарушение внимания, сна, координации движений вследствие обрушивающегося на неокрепшую психику ребенка огромного информационного потока;
неопрятный внешний вид;
снижение зрения;
нарушения развития опорно-двигательного аппарата.

Результатом патологического увлечения ребенком ИКТ могут стать дисгармоничное развитие его личности, социальная дезадаптация.

Однако бесспорен тот факт, что не только описанные выше явления могут быть следствием компьютерной зависимости, но и чрезмерное увлечение компьютерными технологиями может свидетельствовать о различных психологических проблемах ребенка.

статья взята из открытых источников — сайт «Психологическая газета»

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика