Для начинающих практику психологов.

Данная заметка – для тех психологов, кто уже готов начать практику, но есть определенные тревоги, создающие помехи или трудности. У многих специалистов, готовых сделать первый шаг и начать прием, существуют сомнения и вопросы. Смогу ли я? Что делать? Получит ли клиент то, зачем пришел. Специально для Вас – я разбираю этот вопрос более детально.
Конечно, существует множество техник, которые призваны помочь обратившемуся человеку найти решение беспокоящего его вопроса или снизить интенсивность переживаний. То есть существует техническая сторона помогающей практики. Но я хочу сейчас обратить внимание на несколько другой ракурс оказания помощи.
1. Все люди приходят к психологу – как к кому-то, кто знает больше, чем сам человек. С одной стороны, это не совсем верно, ведь вся информация о клиенте – только у самого клиента. Но интересен мотив клиента – ему важно ВНИМАНИЕ специалиста. Сам факт, что кто-то компетентный в области психологии уделит ему внимание – уже целебен.

2. ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ само по себе – уже является фактором, создающим атмосферу принятия клиента и формирующего теплую среду для него. Если Вы мотивированы на оказание помощи – Вы уже начинаете помогать человеку.

3. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. Вы можете чувствовать к клиенту большой спектр эмоций и чувств– сочувствие, злость на его ситуацию или обидчиков, апатию, раздражение, грусть, симпатию и множество других. Помимо того, что они являются важным диагностическим критерием, сами эмоции и чувства – то, что жизненно необходимо человеку с рождения. И остается таковым на протяжении всей его жизни. Как показывать клиенту свои чувства, когда и показывать ли их в терапии – это другой вопрос. Сейчас достаточно знать, что Ваши чувства и эмоции – являются тем необходимым элементом на сессии, который дает помогающий эффект, осознается ли он или нет.

4. Также то, что у Вас есть образование, Вы изучали множество предметов, проходили практику, сдавали экзамены и зачеты – все это сделало Вас дипломированным специалистом в сфере консультирования, психотерапии, психологии. То есть Вы – специалист и от этого факта уже никуда Вам не деться)

5. Условия работы с клиентом – сеттинг, то есть оговоренное и ограниченное время для встречи, сумма оплаты за Ваш труд, также являются полезной средой для обратившегося человека. Не только внимание, желание помочь и добрые чувства формируют среду, но также важны и ограничения, они приближают нас к реальности, в которой нет повсеместного потакания слабостям или желаниям.

Также существуют и другие моменты, формирующие помогающую среду. Но эти пять пунктов, на мой взгляд, являются необходимыми и достаточными для начала работы, важными и даже составляющими основу для работы.

Конечно, после первой встречи с клиентом могут и даже обязательно появятся другие вопросы. Диагностические маркеры, формирования альянса, стратегия работы, технические приемы и их уместность, определение преобладающих защит клиента, формулирование вопросов и интерпретаций, определение контрпереносных чувств – в их числе. Именно для их решения существует такой важный и необходимый для психолога формат помощи и обучения, как супервизии или интервизии.

Copyright Татьяна Ракитина © 2020г. При перепечатке данной статьи ссылка на первоисточник обязательна

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика